Сайт писателя-сатирика Инсура Мусанифа

Инсур Мусанниф

Официальный сайт писателя-сатирика

Да, были времена, богатыри - не мы...

Дата написания: 
06 апреля 2017

Да, были времена, богатыри - не мы...

Когда на страницах районной газеты изредка появляются материалы, касающиеся истории Янаула 1950-х-1980-х годов, в них часто встречается фамилия Ясави Фатхутдинова. То как о художнике, то как о фотографе, то как о самодеятельном артисте Янаульского РДК, Янаульского татарского народного театра, то как о любителе кинооператоре-кинорежиссере, то как об иллюзионисте... С 1949 по 1981 г. ни одно культурное мероприятие не обходилось без участия Ясави-ага. Люди более старшего поколения, кто понаслышке, кто по знакомству знают о нем. Кто же он - этот неординарный, на все руки мастер человек? Я не смог пройти мимо этой столь известной, оставившей яркий свет в истории культурной жизни района личности. Да что там района, когда-то его хорошо знали и в республике, даже в Москве в кинематографических кругах, т.к. он не раз участвовал во Всесоюзных семинарах, делился своим опытом с коллегами по увлечению. Начал изучать его жизненный, творческий путь, удивлялся его работоспособности, бескорыстности, неповторимости и ...короткой памяти людей. Прославивший в свое время район на весь СОЮЗ, сегодня он почти забыт. Но наш долг - долг потомков - именно в том, чтобы вызволить забытое из неизвестности, вернуть его на службу сегодняшнему. Не зря мудрецы говорили, что человек жив до той поры - пока о нем помнят...

Биографический ракурс

Итак, Ясави Шамсиахметович Фатхутдинов родился 27 мая 1923 года в д.Бадряш. Рано остался без матери, рос с мачехой. А она была не из сердобольных. Что и вынудило его после окончания Бадряшской семилетней школы в 1939 году уехать в фабрично-заводскую школу "Уралмашзавода", что в г.Свердловске. Был сначала учеником слесаря, через год перевели на самостоятельную работу. В 1942 г. по производственной необходимости перевели на завод имени М.И.Калинина на ту же "должность", однако работать пришлось недолго: призвали в армию. Год учился на водителя в автополку, а затем - на фронт. До конца войны был разведчиком зенитной части. Грудь украсили медали "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". До 1947 года водил еще "эмку" в Калининградской области. Демобилизовался в феврале, приехал в поселок Янаул, устроился на работу инструктором в районный Дом культуры им.Сталина. Но работал недолго. Переманили художественным руководителем... аж Джувалинского районного Дома культуры (центр - ст. Бурное) Южно-Казахстанской (ныне Джамбулской) области Казахской ССР. Там его ценили. Он не только организовывал мероприятия, но и сам активно участвовал в художественной самодеятельности, играл на баяне, оформлял всевозможные мероприятия: писал лозунги, призывы, другую наглядную агитацию. Но что может быть дороже родных краев? Приехал обратно. Поработав год художником в Янаульском райпромкомбинате, перешел на эту же должность в РДК и отдал ему 10 лет жизни. Работал он художником и в кинотеатре "Дружба", и в Янаульском райпотребсоюзе. Но страсть его осталась неизменной: все спектакли Янаульского татарского театра в этот период оформлял Ясави Шамсиахметович. И не только: он был исполнителем многих ролей на сцене РДК, да и позже в спектаклях драмколлектива НГДУ "Краснохолмскнефть" (руководство которым поручили опять же ему), где он поработал до конца жизни, до того рокового дня 23 декабря 1981 года, когда его не стало.
В 1967 году Я.Ш.Фатхутдинов начал работать слесарем КИП научно-исследовательской лаборатории - НИЛ, потом заведующим фотолабораторией, инженером ЦНИПР НГДУ "Краснохолмскнефть". (Нет, он не был летуном, как тогда называли часто меняющих место работы людей. Он хотел познать жизнь со всех сторон в ее многообразии. А для художника это так необходимо, иначе нет стимула для роста и мастерства).
Это, так сказать, официально-документальная сторона его биографии, которая отражена в трудовой книжке. Есть еще и другая - неофициальная... Тяга ко всему тому, что касается искусства.

Фотограф

Ясави мечтал о фотоаппарате давно. Еще на фронте не раз видел военных фотокорров, которые лезли под пули ради одного снимка. Уважение к их работе осталось с тех лет. Ему самому хотелось "вариться" в центре событий, запечатлеть незабываемые моменты жизни. После войны, как только появилась возможность, купил фотоаппарат.
Он делал фотоснимки с мастерством профессионала. Был постоянным участником республиканских фотовыставок кооперативных организаций Башкирии в г.Уфе, его работы висели на самом почетном месте. Да он и нам, газетчикам, не чужой - его фотографии были самыми первыми в 1950-е годы, тогда в газете не было штата фотокорреспондента, она иллюстрировалась только работами из фотохроники Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). И Я. Фатхутдинов почти до конца жизни не прерывал связи с "районкой".
Фотографировал Ясави Шамсиахметович не только сам. Когда в поселке Янаул в 1953 г. открылся Дом пионеров, он организовал фотокружок и руководил им. Смог увлечь многих янаульских мальчишек этим интересным делом. Наверное, и сегодня во многих семейных альбомах хранятся его фотоработы.
Фотографии Я. Фатхутдинова ныне стали бесценными документами истории г.Янаула и Янаульского района, так как ни одна новость 1950-х-1960-х гг. не оставалась вне его объектива. Если мы не понимаем эого сегодня, то поймут позже - потомки.

Самодеятельный артист

Живой, общительный человек, Ясави уже в годы службы в армии участвовал в художественной самодеятельности в г. Калининграде как баянист. Сохранилась также Почетная грамота, врученная ему как лучшему участнику районной художественной самодеятельности, занявшему I место в Джувалинском районе. Он активный участник художественной самодеятельности в Янаульском Доме культуры с 1949 г.
А позже, один из создателей, активистов и первых артистов Янаульского народного театра. Я.Ш.Фатхутдинов был участником Всероссийского смотра народных театров в г. Москве (1962). В 1960-е годы он создал на сцене Дома культуры много интересных образов. Особенно хочется отметить его игру в комедии М. Карима "Похищение девушки", где он исполнял роль аксакала Ажмагула. Когда театр выступил с этой комедией по Уфимскому телевидению, специалисты театрального искусства говорили, что Ажмагул Янаульского народного театра лучше Ажмагула Академического театра республики. Это говорит о высоком исполнительском мастерстве самодеятельного актера Я.Ш. Фатхутдинова. Он много и плодотворно работал на сцене, создал новые, не менее замечательные образы. Кроме вышеназванного Ажмагула, играл роли хазрата ("Казанский рушник" К. Тинчурина), Искандера, Карачурина ("Огненный вихрь" А. Мирзагитова), Василия Ивановича ("Гульчачак" Ю. Аминева), адвоката ("Американ" К. Тинчурина), Исаака ("Молодые сердца" Т. Гиззата), Хайретдина, старика Мугаллима ("Хажи эфенди женится" Ш. Камала), старика бакенщика ("Маякчы кызы"), Кырысбаева ("Утренняя звезда" Н. Асанбаева), городового ("Башмагым" Х. Ибрагимова) и другие роли в драме М. Джалиля "Кунел дэфтэре", И. Ахмета "Уги кыз", трагедии М. Файзи "Галиябану". Игра его на сцене всегда впечатляла. Янаульский татарский театр был заметным явлением в театральной жизни республики 1960-х годов. Не раз он участвовал в республиканских смотрах, конкурсах. И всегда игра янаульских артистов получала высокую оценку жюри. Я. Фатхутдинов награжден Дипломом I степени республиканского смотра народных театров за роль Искандера (г. Уфа, декабрь 1966), Дипломом II степени зонального смотра народных театров (г. Оренбург, 7.01.1967) за эту же роль.
Работая в райпотребсоюзе, возглавил коллектив художественной самодеятельности, который занял III место во втором туре республиканского смотра сельских коллективов.
"2 декабря 1966 года на сцене районного Дома культуры должен был состояться спектакль Янаульского татарского народного театра "Огненные вихри" драматурга А. Мирзагитова. Однако весь коллектив театра пребывал в затруднительном положении: для спектакля нужны были ножны для сабли, но товарищ, который обещал их сделать, нас подвел - ножен не было.
Пошел к Ясави Фатхутдинову. Он активный участник народного театра, в этом спектакле играет одну из главных ролей. Хотелось посоветоваться, как выйти из создавшегося положения.
- Для революции ничего не пожалею! - шутя воскликнул Ясави словами своего героя из спектакля, когда я изложил ему суть дела.
Потом уже вполне серьезно добавил:
- Не волнуйся, до вечера успею сделать.
Я ушел, боясь поверить и не поверить. Но мои опасения были напрасными: Ясави оказался человеком слова - к началу спектакля ножны были готовы.
Этот день 2 декабря памятен мне не только тем, что Ясави выручил нас. Он памятен тем, что в тот вечер Ясави впервые на сцене создал неповторимый образ Искандера из "Огненных вихрей" А.Мирзагитова. На республиканском смотре народных театров в Уфе наш Искандер-Ясави имел большой успех. Каждый его выход на сцену сопровождался громом аплодисментов. За своего Искандера он удостоен не одного диплома.
Этот случай заставил меня пристальнее приглядеться к нему. И не напрасно. Фактически в незнакомом доселе человеке мне открылся его богатый духовный мир, широта взглядов и значительность интересов". Это - строки из воспоминаний Флюра Исмагилова, работавшего режиссером народного театра в конце 1960-х гг.
В те годы район часто посещали видные деятели сцены, например, народный артист СССР Арслан Мубаряков. Они познакомились во время репетиции в РДК. И А. Мубаряков в каждый свой приезд в Янаул никогда не забывал заглянуть к Ясавию.
Писал о нем и Мустай Карим. Он приехал в наш район на премьеру спектакля Янаульского татарского народного театра "Похищение девушки" по его пьесе. Театр был еще молод, не прошло и года, как он получил высокий статус (народных коллективов тогда в Башкортостане было только четыре). "...Театр создан желанием и трудом большой группы талантливых людей. Среди них акие яркие фигуры, как великолепный актер, тонкий художник-декоратор Ясауи (сохранена орфография тех лет - И.Ш.), он же осветитель, столяр и плотник театра. Ясауи - это имя. И никто не называет его по фамилии. Если там, в Янауле, кого-то хотят похвалить, то говорят: "На все руки мастер, как Ясауи", - писал ныне народный поэт Башкортостана.

Иллюзионист

Вот что вспоминает об этом тот же Ф. Исмагилов: "Как-то он обратился ко мне:
- Хочу участвовать в смотре художественной самодеятельности.
- С чем же ты выступишь?
- В оригинальном жанре, - ответил он, как бы предугадывая мои мысли, - выступлю с фокусами.
И что же? На республиканском смотре в Уфе жюри конкурса присудило Ясави Фатхутдинову диплом II степени". Во всех концертах, будь-то на районной сцене, или на поле у хлеборобов, он обязательно выступал в оригинальном жанре. Это было ново, интересно. Многие еще, наверное, помнят его фокусы с пистолетом, с курицей, с яйцами...

Художник

С 1959 г. до начала 1970-х гг. все спектакли Янаульского татарского театра оформлял художник Я.Фатхутдинов. Сколько вложено труда, полета фантазии, и ни одна декорация не повторяла другой.
Ясави Шамсиахметович все свободное время отдавал творчеству. Рисовал пейзажи, писал натюрморты, портреты. Он был постоянным и неизменным участником выставок картин самодеятельных художников республики. В то время его картины "Установка в колхозе телевизионной подстанции", "Кармановская колхозная ГЭС", "Выходной день", "Буй" и другие были широко известны. Фоторепродукции некоторых их них были напечатаны и в республиканской печати. О его участии в выставках самодеятельных художников писали все республиканские газеты, газета "Сельская жизнь", они отмечали, что "автор стремится к решению современной темы". За достигнутые успехи в живописи Я. Фатхутдинов награжден не одной Почетной грамотой.
Когда работал художником в райпотребсоюзе, фасады магазинов, столовых поселка, внутренняя их художественная отделка - все это выполнено его руками. Каждого поражала оригинальность внутренней отделки ресторана или столовой райпотребсоюза. И все знали, что здесь поработали умелые руки Фатхутдинова. Если помните, раньше на каждом предприятии выпускали стенные газеты. А в райпо в 1966-1967 гг. она называлась "Кооператор". Конечно, и тут без Я.Фатхутдинова не обходилось. Творчески подходя к оформлению газеты, он находил интересную форму раскрытия содержания статей. В итоге получалось единство формы и содержания. К примеру, победители летали на ракетах, передовики - на самолетах, отстающие - еле-еле плелись на тощей кляче.

Любитель кинооператор-кинорежиссер

Если до 1964 г. Янаул славился лишь своим сельским хозяйством, железнодорожной станцией, то с этого времени он стал нефтяным краем. Появились новые люди, новые профессии. Получило дальнейшее развитие сельское хозяйство, краше стали деревни, развивалась инфраструктура, дорожная сеть - артерия жизни. Все это надо было запечатлеть для потомков.
В то время многие в республике занимались любительскими съемками, проводились слеты, семинары, конкурсы. Зная страсть Я.Фатхутдинова ко всему новому и в НГДУ "Краснохолмскнефть", где он начал работать, ему предложили заняться киносъемками. Купили съемочный аппарат (сначала это был "Киев", а позже автоматический "Красногорск"). За короткое время освоил новое дело и принялся за съемки. Делал это, как и все, с увлечением. Таким образом, в 1967-1981 годах он являлся также неофициальным заведующим неофициальной киностудией НГДУ. Он автор более 10-и короткометражных документальных фильмов о районе, в т.ч. о янаульских нефтяниках "Дорога к нефти", "Первомайская демонстрация", "Победители", "Пионерское лето", "Янаул", "Коммунистический субботник", "Праздник весны", "Проводы зимы", "Праздник рыболовов", "Освоение новых месторождений нефти". В республиканском смотре-конкурсе любительских фильмов (1968) работа "Дорога к нефти" заняла II место. Этот фильм участвовал во Всесоюзном конкурсе любительских фильмов в г.Москве (12-22.12.1969), был награжден Дипломом I степени, памятной медалью, растиражирован и показан по Башкирскому телевидению (9.11.1972). Фильм "Освоение новых месторождений нефти" награжден Дипломом III степени республиканского фестиваля самодеятельного киноискусства, посвященного 50-летию образования СССР и определен участником Всесоюзного смотра. Фильм "Победители" также награжден Дипломом II степени Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Ясави ага снял также фильм по поэме Т. Шарипова "Песни эпохи" об артистах самодеятельности и тружениках колхоза им. Куйбышева (1969).
В 1977 г. Башкирское телевидение в передаче "Объектив кинолюбителя" рассказало о его фильмах и о самом Я. Фатхутдинове. Съемки шли девять дней.

Дорога к славе

Свой первый фильм "Дорога к нефти" Я.Ш.Фатхутдинов показал в республиканском слете передовиков-транспортников в г.Октябрьский летом 1968 года, а в 1969 г. участвовал в республиканском смотре любительских фильмов, посвященном 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Заняв второе место, фильм нашего земляка вошел в список кандидатов для участия во Всесоюзном смотре кинолюбителей и в числе лучших любительских фильмов показан по телевидению. Этот фильм, снятый в строго документальном жанре, рассказывает о том, как в трудных зимних условиях янаульские добытчики "черного золота" прокладывают дорогу к нефти, побеждают стихию.
Всесоюзный конкурс любительских фильмов под девизом "Профсоюзы - школа коммунизма" прошел в г. Москве (12-22.12.1969), под председательством кинорежиссера, народного артиста СССР Г.Л. Рошаля. Участников конкурса приветствовал также космонавт Алексей Леонов (Я. Фатхутдинов не преминул снять его на фотопленку во время его речи). В этом конкурсе участвовало более 1700 самодеятельных киностудий и кружков, сотни индивидуальных авторов, создавших свыше 2500 любительских кинокартин. Работа нашего земляка "Дорога к нефти", снятая на черно-белой ленте, была отмечена Дипломом конкурса. Что интересно, среди 6-и фильмов, признанных лучшими на республиканском смотре и участвовавших во Всесоюзном, ни один не получил никакого приза, даже фильм, исполненный в цветном варианте и занявший первое место в республиканском смотре. А фильм "Освоение новых месторождений нефти" (продолжение картины "Дорога к нефти") награжден Дипломом III степени республиканского фестиваля самодеятельного киноискусства, посвященного 50-летию образования СССР (1972) среди 62-х документальных и игровых фильмов 25-и авторов и определен участником Всесоюзного смотра. "Ясави Фатхутдинов ... действительно в сложных условиях снял фильм, где есть главное - авторское отношение к отснятому материалу, где чувствуется напряжение нелегкого, но благородного труда", - писали газеты.
Эти любительские фильмы о районе были показаны и в РДК. Янаульцы увидели, на экране в каких условиях добывается из недр янаульской земли "черное золото", как прошел праздник русской зимы, первомайская демонстрация трудящихся.
Этот фильм показан также на республиканском смотре любительских кинофильмов, прошедшем уже 29-30 января 1977 г., как фильм-победитель прошлых смотров.
А фильм "Победители" награжден Дипломом II степени Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (1977)...

След в истории

В Янаульском историко-краеведческом музее хранится большой альбом, обшитый красным бархатом и красиво, оригинально оформленный руками Я.Ш.Фатхутдинова. В них почти вся культурная жизнь не только автора, но и всего района 1950-х-1980-х гг. Ясави-ага посвятил его дочерям Рамиле Галимовой и Гузель Гиндуллиной, которые, в свою очередь, любезно подарили альбом районным краеведам. Кстати, еще один раздел неофициальной части его биографии. В 1952 г. он женился на девушке по имени Раиса, с которой они вырастили двух дочерей. Сегодня у них свои семьи, растут внуки.

Все, что он делал, делал для "внуков" - для нас с вами, для наших детей. Зачастую это был неблагодарный, неоплачиваемый труд. И мы должны знать таких людей, тех, кто стоял у истоков духовной жизни района, должны воздать им должное. А самая большая почесть - живая память о них. Вот собрать бы картины его и организовать выставку... В свое время он их дарил школам, предприятиям, учреждениям. Бесплатно. Безвозмездно. Ибо верил в силу искусства, в то, что оно способно сделать жизнь людей краше, лучше. Он сделал все, что мог. Сделал бы еще больше. Но в один из декабрьских дней не выдержало сердце... А ведь ему еще не было и 59 лет.
Инсур Шангареев.
Примечание. При написании этой статьи использованы материалы республиканских и районной газет, материалы Янаульского историко-краеведческого музея, воспоминания современников.

Где, когда напечатано:
1) "Янаульские зори", 2003 г.,, №№85, 87, 88.