Сайт писателя-сатирика Инсура Мусанифа

Инсур Мусанниф

Официальный сайт писателя-сатирика

Прислушиваться к голосу истории (немного об истории дд.Салихово, Урал, Югамаш)

Дата написания: 
08 мая 1993

Прислушиваться к голосу истории

Недавно мне довелось держать в руках очень интересные, пожелтевшие документы шестидесятилетней давности. Их хозяина нет в живых вот уже 22 года. А документы сохранились и напомнили о давно минувших, упоминаемых очень часто на страницах периодической печати бурных годах. Они датированы 1932-1936 годами и выданы Мухаматнуру Ахматкарамовичу Карамову, 1898 года рождения, состоявшему с 1929 года членом трудовой земледельческой артели “Урал” Югамашского сельсовета Кызылъярской волости Бирского кантона. А сохранил эти документы его сын, 64-летний Назиф Мухаматнурович Карамов, житель нашего города, уроженец деревни Салихово.
Часто мы очень равнодушны к своей истории, не знаем даже имени деда, не говоря уже о четвертом колене своего генеалогического дерева. Но как метко говорили наши деды – у кого нет прошлого, у того нет и будущего. По-моему, их предсказание медленно, но верно сбывается. Не пожинаем ли мы сегодня плоды своего незнания, безразличия? Кто знает...
Люди старшего поколения кое-что еще помнят, берегут дорогие для себя реликвии, гордятся своим родом. А можно ли говорит так о нас, нынешнем поколении? Очень сомнительно. Почему-то все ударились в критику прошлого, значит, дел своих отцов, матерей, дедов и прабабушек. Не поступаем ли мы опрометчиво? Ведь, чтоб знать обо всем о осуждать, надо пройти через все это самому. Но нас тогда не было. И, значит, какое мы имеем право быть им судьями? Они были правы по своему, кстати, как и мы считаем себя таковыми. Но они не разрушали, как мы, все и вся, а невзирая на смертельную опасность, постарались донести до нас все то, что сами считали святым и дорогим, то есть общечеловеческий опыт. А для нас ничего святого не осталось – все плохо. Нет, что-то здесь не так.
Мухаматнур Ахматкарамович родился в конце 19 века. Восемь лет учился в Югамашском медресе, где немало было прогрессивных учителей. В одно время там учительствовал и Шайхулла Тулвинский, уроженец (нынешнего – И.Ш.) Татышлинского района. Несмотря на то, что в семье было восемь детей, отец постарался дать им хоть начальное, но образование. Потом Мухаматнур поступил было в Андреевскую русскую школу, но пришлось учиться только две недели. Умер отец и заботы о семье заставили впрячься в воз мирской суеты. Этот факт сам по себе говорит, что не все в селах были безграмотными, могли учиться даже дети бедняков. Просветительская сеть была довольно широко развита. А что мы знаем об этом?
В 1926 году в деревне Урал была создана одноименная трудовая земледельческая артель. Записались туда и жители деревни Салихово. Мухаматнур был в ее членах с 1929 года. Как разумеющего грамоту, его назначили приказчиком Салиховского отделения Ямадинского общества потребителей. Поработал год, а с 1 мая 1934 года он – учетчик бригады. В сохранившейся справке отмечено, что он находился на этой должности до 20 апреля 1936 года, “работал добросовестно и аккуратно, ни в чем предосудительном не замечен”. Сохранилась и трудовая книжка, где написано, что он с 1938 года по 1939 год работал продавцом в деревне Югамаш. Какие это были годы, нет надобности говорить, и можно лишь догадываться, в каких психологических условиях люди жили и работали.
Далее война. Ушел в декабре 1941 года, вернулся домой в ноябре следующего года инвалидом второй группы. Их часть вступила в бой у города Воронежа. Освободили одну деревню, но на третий день, когда он выводил с поля боя раненного товарища, сам был серьезно задет осколком мины. Когда приехал, работал конюхом, далее заготовителем, обслуживал три сельсовета. 23 ноября победного сорок пятого принял бригадирство. Сохранился акт проверки готовности инвентаря к уборке урожая 1947 года. Вот перечень некоторых из них: молотилка, жнейка, конные грабли, ручные серпы, конная и коровья сбруи (запрягали и яловых буренок), ручные грабли, конные телеги на деревянной оси и еще некоторые мелкие вещи. На учете была и единственная гиря! Вот так жили и трудились в те годы сельчане. Но хлеб убирали до зернышка, школьники собирали колосья. А ведь площади были лишь чуть меньше, чем сейчас. Но не убранной, не вспаханной земля никогда не оставалась. А сейчас, несмотря на огромный машинно-тракторный парк, осенние работы еле завершаются в ноябре. А о качестве уборки, потерянном тоннами урожае и не говорю. Вряд ли дело здесь в технике. Дело в нас самих, в отсутствии чувства хозяина, ответственности за общее дело. Ведь нередко во время посевной и во время уборки приходится сталкиваться с вопиющей халатностью людей, которые если не по долгу совести, то хотя бы по долгу службы должны радеть за дела хозяйства, бригады, звена. Мы давно не удивляемся, встретив на поле механизатора под хмельком, или даже пьяного, как говорится, в стельку...
Среди бумаг отца Назиф Мухаматнурович сохранил еще одну – условия социалистического соревнования. “Завершить посевную за шесть дней”, написано так. И завершали. Ведь дело не в том, что все делали на конной тяге. В условия соревнования вошла и ручная прополка на 300 гектарах зерновых. И пропалывали. Предусмотрен даже выпуск стенной газеты. Трудно, но зато потом, как отсеивались или убирали, в душе каждого был праздник. Праздник исполненного долга.
Да, стоит иногда ворошить пожелтевшие документы. Много там скрыто еще поучительного для нас.
И.Гаделгареев (один из моих псевдонимов – Инсур Шангареев).

Где, когда напечатано:
1) Районная газета “Янаульские зори”, 15.05.1993, №56.

Добавить комментарий