Сайт писателя-сатирика Инсура Мусанифа

Инсур Мусанниф

Официальный сайт писателя-сатирика

История деревни Ахтиял

Дата написания: 
19 сентября 1995

История деревни Ахтиял

Недавно в газете “Янаульские зори” (24 августа 1995 года) была напечатана заметка К.Фаттахова “Откуда возникла деревня?” Прочитав ее, я убедился, что не только молодежь, но и люди старшего поколения недостаточно хорошо знают историю родных мест. Это не только их вина, а всеобщая беда.
Приведем короткое содержание заметки К.Фаттахова, чтоб представить о чем речь.
“До 1926 года деревня была известна под двумя названиями. Восточную часть называли Исеммет, а западную – Ахтиял. Их разделял только мост через реку. Исеммет, хотя и числился башкирской деревней, не отличался от татарской деревни ни языком, ни обычаями, ни укладом жизни. В обеих частях была мечеть...”
Все сказанное в заметке верно. Только вот утверждение К.Фаттахова об отсутствии исторических сведений о том, кто же заселился здесь первым, не соответствует истине.
Обратимся к трудам А.З.Асфандиярова. В период кантонного управления 1798-1855 гг. Территория Янаульского района входила в состав 10-го башкирского кантона. Затем после включения в башкирское войско тептярей и мишарей кантоны были перераспределены, общее количество их достигло 25. Территория района находилась в составе 13-го кантона с центром в деревне Байгузино. (А.З.Асфандияров. История сел и деревень Башкортостана. Справочник. Уфа, “Китап”, 1994, стр. 49).
Название деревни Ахтиял упоминается в прошении башкир Уранской волости от 1688 года. Здесь же есть сведения и о Байгузино. Исходя из даты основания Байгузино в1653 году (там же, стр. 76) можно сказать о возникновении Ахтияла в середине ХVII века.
Название деревни происходит, по-видимому, от гидронима (от названия водного объекта).
В 1721 году среди деревень Каипкай и Янбарис, где жили беглые татары из Казанского уезда, упоминается и Ахтиял. Здесь в 6-и дворах проживали братья.
В башкирской деревне Исемметово VII ревизия зафиксировала ее часть как Ахтиял. По данным 1920 года обе деревни находились в 6 верстах от центра Янаульской волости. Это означало, что оба поселения дополняли друг друга, находясь рядом или одно составляя часть другого. Однако после ознакомления с этими материалами меня насторожило некоторое несоответствие фактов. А именно строки, где уважаемый А.З.Асфандияров пишет: «В этой деревне (Исемметово – И.Ш.), в ее составе было другое поселение под названием Ахтиял, где жили типтяри из татар, обосновавшихся в середине ХVIII (в тексте так, но надо ХVII в. – И.Ш.). Как же так? Если верить самому Асфандиярову, д.Исемметово «известна» только с 1720-х годов, а д.Ахтиял упоминается в прошении башкир Уранской волости от 1688 года, как поселение, возникшее до первого башкирского восстания 1661-1664 гг.” Как это деревня, возникшая раньше, может войти в состав деревни, возникшей приблизительно на 70 лет позже? Может автор хотел сказать наоборот? И почему-то автор не указал, что татарская деревня возникла намного раньше, чем башкирская. А ведь так оно и есть.
О возникновении деревни Ахтиял раньше, чем Исемметово, говорит и то, что через три столетия народная память донесла до нас историческую правду, и она победила – объединенная деревня по праву старшинства сегодня носит название Ахтиял.
А теперь снова о заметке К.Фаттахова. В ней он приводит такую легенду о возникновении деревни Ахтиял. Якобы когда люди только-только переселялись в эти края, один татарин во время рубки леса, мечтая об отдыхе (отдых по-татарски “ял”), вытерев пот со лба, сказал: “Ах-ти, отдохнуть бы!”, и отсюда пошла название деревни – Ахтиял. Но это почему-то неубедительно, и если подумать, понимаешь, что эта легенда возникла недавно. “Ах-ти” по-русски означает “ах, ты”. И сегодня “ах-ти” в янаульском диалекте татарского языка обозначает сожаление, когда был должен, но не сумел или не сделал что-то из-за забывчивости, и идентично междометиям “эх”, “эх-ма”.
Для выяснения того, откуда же произошло название “Ахтиял”, обратимся к книге Нурихана Фаттаха “Шэжэрэ” (“Родословная”). “Ахт”, “ах-ти”, если перевести с древнего египетского языка, обозначает “крайний”, “горизонт”, “край” в смысле “граница” (Н.Фаттах, “Шэжэрэ”, стр. 300-301). А вот о том, что обозначает часть “ял”, придется поразмыслить. Во-первых, раз “ахти” – “край”, “кромка”, можно понять, что деревня расположена у границы чего-то. Но чего? В окрестностях деревни особенностей ландшафта, способных более привлечь внимание, кроме реки, нет. А что если “ял” – это река? Так оно и есть. Рядом с Ахтиялом течет река Каймаш, которая когда-то была полноводной и широкой. В труде Н.Фаттаха говорится, что “ил”, участвующий в образовании многих слов, дает понятие реки (“Шэжэрэ”, стр. 294-299). Например, реки Нил, Итиль (Идель – Волга). Значит, раньше деревня называлась Ахтиил, а позже превратилась в Ахтиял. И теперь мы можем сказать, что “Ахтиял” означает границу реки. А граница реки – не что иное, как берег.Значит, Ахтиял – деревня, расположенная на границе (у берега) реки.
Думаю, что мои доводы достаточно убедительны. Спасибо уважаемому К.Фаттахову, что заставил меня взяться за ручку своей заметкой.
Инсур Шангареев.
Где, когда напечатано:
1) Районная газета “Янаульские зори”, 28.09.1995, №114.